С. И. Ожегов
Ю. В. Бурлаченко
Из трех значений слова "экзамен", приведенных в ожеговском словаре, мне ближе всего именно
это - контрольный прогон, испытание. Есть еще одна интересная сторона процесса - эмоциональная.
Это коррида, причем не всегда понятно, кто же бык. И третье - получение внеплановых знаний о
жизненных закономерностях.
Экзамен - квинтэссенция студенческой жизни. Отмените сессии, и о чем останется с таким трепетом
вспоминать бывшим студентам? Мужчинам - об армии, женщинам - о роддоме.
И. И. Емец (Рясная)
Вернувшись с колхозных полей, мы сели в аудиториях получать знания, к которым так стремились. Жизнь текла тихо и спокойно. Ходили на лекции и старательно записывали все, что нам говорили. На практических занятиях с переменным успехом воплощали теорию в практику. В свободное от занятий время ходили гулять, в кино, на субботники. Но вот пришла сессия...
Первым экзаменом была математика. И тут обнаружилось, что наш Орехов (к сожалению, не помню, как его зовут, кажется, Борис Иванович) начитал своим невозмутимым монотонным голосом достаточно большой объем информации, а времени-то совсем немного осталось.
Вот и настал этот день - первый экзамен первой сессии в жизни. Я вошла в аудиторию в числе первых. Билет попался неплохой. Написала теорию, а практическое задание не смогла решить. Оно оказалось из той области, которая давалась на самостоятельное изучение, не успели отработать на практике. Ничего не подозревая, я подсела к экзаменатору. Он посмотрел на листок, сразу обратил внимание на нерешенный пример, и это ему явно не понравилось. Кажется, он даже задал несколько дополнительных вопросов, но это меня уже не спасло. Мне вернули зачетку. Для меня это был шок…Я думала, что могу получить 3-ку, но 2-ка? Это было слишком!!! И вот я с зачеткой в руке и улыбкой на лице вышла в коридор. Меня обступили, и, как сейчас помню, Жайворонок спросил: "Ну, что пятерка?" "Нет. Два", - ответила я.
Никто не поверил. Заставили показать зачетку. Увы… Я не шутила. Я даже не знала, что делать дальше. Мне подумалось, что это конец, а оказалось, что это только начало. Математика и Орехов для меня стали "крепким орешком".
Я сдала остальные экзамены и сделала попытку пересдать математику. Но, увы. Полностью ответив на теоретические вопросы билета и решив задачу, я думала, что сдала, но ошиблась. Орехов мне сказал, что полностью и правильно отвеченный билет, лишь повод для разговора и, погоняв по всему начитанному материалу, нашел-таки слабые места, поставил 2-ку.
Все каникулы - это математика, математика и опять математика. Вернувшись в Таганрог, я делаю третью попытку сдать экзамен. Безукоризненно ответив на билет и все дополнительные вопросы, получаю трояк. Это еще один жизненный урок. Орехов не ставит на пересдаче положительных оценок.
Второй семестр и опять математика. И опять двойка. Правда пересдала уже со второй попытки. И, наконец, третий семестр. На математике отвечаю на билет и все дополнительные вопросы, и получаю тройку. Это была победа!!! Я не стала спорить, что все ответила, схватила зачетку и уже со счастливой улыбкой вылетела в коридор.
И. И. Емец (Рясная)
Экзамен - это лотерея. Был у нас такой предмет - дискретная математика. Лекции читал Бернштейн. Уже 2 группы сдали экзамен, и были известны результаты. Преподаватель был строг и один из билетов был явно несчастливым, т. к. все, кто его вытянул, получили "неуды". Мне никогда не везло в лотереи, и я решила, что пока есть силы и время, начну подготовку именно с этого билета. Надо заметить, что сам предмет мне нравился. Дни, предназначенные на подготовку, пролетают быстро. И вот наступает день, когда ты должен сдать экзамен... С замирающим сердцем захожу в аудиторию и беру билет. И это именно тот билет, но я-то его знаю и спокойно иду готовиться к ответу. В этот момент приходит секретарь из деканата и уводит экзаменатора из аудитории. Мы минут 20 находимся без преподавателя. Когда он приходит, иду отвечать. Рассказываю все по билету, а в ответ слышу: - "Вы списали, и я вам не верю, мне ни один студент еще этот билет не ответил".
Я настаивала, что не списывала. Тогда он решил проверить мои знания - стал задавать вопросы, гоняя меня по всем лекциям. Как мне кажется, никого из группы он так не гонял, как меня. Но, тем не менее, я получила отлично. Вот так несчастливый билет стал счастливым.
Ю. В. Бурлаченко
Лекции начались известной фразой: "Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика". Я думал, что это продолжение высказывания Черчилля: "Самая правильная статистика - та, которую Вы сфальсифицировали" и касается различных опросов обществественного мнения. Оказалось, определение относится и к математической статистике.
Единственный раздел высшей математики, который был мне понятен. Экзамен предстоял относительно простой. 18 лекций воплотились в 18 билетов: вопрос плюс задача. Вооруженный знаниями о статистических закономерностях, я со спокойной душой оставил один из билетов выученным наполовину. Было бы против всей науки, чтобы мне достался этот "недоделанный" билет.
Судьба распорядилась иначе. Тщетно я потом упрашивал Сосунова дать мне любой другой билет на его выбор. Он хоть и не делал перекличек, но прогульщиков замечал и потому остался непреклонен. На редкий экзамен я шел таким уверенным в своих знаниях, и на тебе! Верная пятерка обернулась дохлой тройкой (спасла задача). Вот так и подрывается доверие к науке.
Ю. В. Бурлаченко
Прочую математику я сдавал благодаря внешним носителям информации, не в состоянии запихнуть в себя эту пропасть непонятных значков. На последнем экзамене (теория вероятности) Борис Иванович пошел на уступку - разрешил пользоваться конспектом. Спасибо Оле Васильевой, - это она его удачно спровоцировала на благотворительность! Конспекты лежали на отдельном столе у двери, и экзаменуемый мог подойти к нему освежить в памяти забытое.
Мне пришлось ходить много раз (память плохая). Сначала я ошибся и не вник в суть первого вопроса, поэтому первые три рейса были холостым пробегом. Потом сказал себе: "Успокойся" и начал новую жизнь. Вышел не просто что-то там посмотреть, а стоял достаточно долго, пока не выучил первый вопрос и заодно передал задачу "на волю" Толику Котовскому. Следующим рейсом выучил второй вопрос и забрал решение задачи (Толик, вовек не забуду!).
Б. И. наблюдал за моими походами с нескрываемой иронией. Не выслушал до конца ответ на билет ("Ну, я видел, это Вы уже выучили...") и перешел к дополнительным вопросам. Три попали в цель, как у хорошего игрока в "морской бой" - это я знал. Кстати, последний вопрос был о вероятностной модели, которая доказывала, что подряд три раза с одним результатом - вещь практически невозможная.
Этот экзамен завершал наш курс высшей математики и, похоже, этому радовались не только мы, но и Борис Иваныч. Поэтому он быстренько поставил мне четверку и отпустил с Богом!
Ю. В. Бурлаченко
В городской библиотеке имени А. П. Чехова самые интересные книги только в читальном зале. Поэтому мне пришлось в нем просидеть весь первый семестр третьего курса (идея Толика Фокина - он открыл эту жилу). Вместо занятий. Результаты проявились сразу же - в зимнюю сессию. На экзамен по ТАУ я шел без всякой надежды, только чтобы не огорчать преподавателя.
Вопросы билета сокрушили остатки надежды. Я вернул его и повернулся уходить, но Рэм Георгиевич добродушно удержал:
- Возьмите другой...
Другой был не лучше.
- Возьмите еще, - подбадривал Р. Г.
"Хочет вытянуть", - шевельнулось: - "видит же: ноль на фазе".
А он все приглашал и приглашал...
Пятый по счету билет возродил надежду. На полтора вопроса из пяти я знал ответы. Зажмурившись, ответил. К удивлению, меня снова не попросили из аудитории - начались дополнительные. Импровизировал с простодушием коверного. Надежда росла и укреплялась...
Бац! На третьем десятке "допов" Р. Г. удивленно мне сообщил:
- Да вы действительно ничего не знаете! - и вернул зачетку.
"А сразу было непонятно?" - огорчился я, выбираясь из-под развалин рухнувших иллюзий. Обидно. Можно было еще час назад уронить первую слезу в бокал подогретого пива на "трамвайчике" *.
Ю. В. Бурлаченко
Ко второму экзамену по ТАУ я подготовился прилежно: полный комплект "медведей" *** и каталог, хотя меня предупреждали - Рэм Георгиевич страх как этого не любит. Меры действительно были приняты драконовские: все экзаменующиеся сидели за Т-образным столом непосредственно пред светлыми очами. Но ведь и у нас это уже шестая сессия. Нужно только дождаться благоприятного момента ...
Р-раз и... - уже учу "медведей", чтоб не опростоволоситься отвечая, ба! - напротив, Галина Андреева пишет ответ на мой вопрос! Шепотом объясняю ее заблуждение, она не понимает, начинаем переговариваться. Р. Г. сурово пресекает брифинг. Переходим на язык жестов.
"Это мой вопрос", - показываю глазами, бровями и пальцами.
"Балда", - сигнализирует мне Галина, - "это мой вопрос".
"Вот женщины", - думаю, - "наказание Господне!"
Читаю снова свой билет - так и есть, грабли! Опять не понял формулировки и вытянул не того "медведя"...
Пора отвечать, а я все в ожидании очередного благоприятного момента. Наконец кто-то отвлекает Р. Г., и нужный "медведь" поспешно косолапит из берлоги на стол. Торопливо знакомлюсь с "мишкой" и пересаживаюсь отвечать визави с преподавателем. Билет - нормально. Дополнительные вопросы - через пень-колоду. Р. Г. заносит ручку - "уд". Я начинаю возмущаться, билет же - нормально. Он заглядывает в зачетку за прошлый семестр - пересдача! Никаких поблажек!!
Убеждаю, что прошлый семестр ни при чем, я все осознал!! Он раздраженно жестикулирует: ладно, делаешь вывод какой-то ужасной формулы и свободен!!! Перепугано доказываю, что это целая тема, потом начинаю кое-что соображать, и умолкаю - "медведь" с выводом этой формулы уже у меня в руках!!! Это его я вытащил по ошибке. Сажусь вполоборота и сосредоточенно вожу ручкой над бумагой. Внимание Р. Г. отвлекает следующая жертва. Через 5 минут подсовываю листок с выводом: тюбетейка на лоб и - "хор"! Здравствуй, дорогая моя стипендия!!!
Правы были господа Гурвиц с Найквистом - система устойчива, если в ней всего поровну. А ежели чего-то становится больше, то возникает уравнивающая сила способная творить настоящие чудеса, восстанавливая равновесие. Поэтому наши поражения - верный залог будущих побед. И наоборот.
* "Трамвайчик" - место культурного досуга студентов ТРТИ. Уничтожен в 1989 г. усилиями борцов за чистоту окружающей среды и высокую нравственность. Построить туалет оказалось не под силу ни тресту столовых, ни горисполкому.
** Шайтан - тюрк., - нехорошее слово.
*** "Медведь" - студ. сленг ТРТИ, - фрейм дидактического материала объемом 1 вопрос (точнее - 1 ответ), заблаговременно изложенного на листке бумаги внятно, но с помарками, имитирующими натужный мыслительный процесс на экзамене. Сложные "медведи" объемом 1 билет встречались реже - особо жестокие преподаватели тасовали вопросы в билетах. Водятся "медведи" обычно в полах пиджаков студентов. У студенток - свои тайны. В других ВУЗах "медведи" были замечены под псевдонимами "бомба", "лист", "подложка".